√епард ещЄ в первой половине XX века был обычным обитателем джунглей.


 

 Ћев в мифологии

Ћев в мифологии Ћев в мифологи€х и фольклоре многих народов јфрики, «ападной, ёжной и ¬осточной јзии символ высшей божественной силы, мощи, власти и величи€; солнца и огн€. — образом Ћьва св€зывают также ум, благородство, великодушие, доблесть, справедливость, гордость, триумф, надменность, бдительность, храбрость.

ќсобой семантикой обладает образ львицы: она Ч и символ материнства, и атрибут многих богинь-матерей, и воплощение сладострасти€. Ћев св€зан со многими женскими божествами: јртемидой Ёфесской,  ибелой, √екатой, јталантой, –еей, ќпс и др.

¬ древних культурных традици€х Ћьва нередко называют цар€, геро€ и просто мифологизированный персонаж. ¬ ¬етхом завете с Ћьвом сравниваютс€ »уда, ƒан, —аул, »онафан, ƒаниил и др., а сам Ћев характеризуетс€ как Ђсилач между звер€миї (ѕритч. 30, 30). ¬ некоторых древних €зыках Ѕлижнего ¬остока (в частности, в хаттском) роль Ћьва как символа мощи божественного геро€ или цар€ отражаетс€ в обозначении Ћьва и геро€-цар€ одним словом. ƒл€ изобразительного искусства и архитектуры этих культурных традиций характерно использование Ћьва в качестве одного из основных символов, нередко соотнесЄнных с одной из четырЄх сторон света. Ћев выступает и как страж (львиные статуи, охран€ющие двери древнеегипетских усыпальниц и дворцов, а также ассирийских и вавилонских храмов; Ћев на западных воротах столицы ’еттского царства, аналогичные символам Ћьва на позднейших вратах 1-го тыс. до н. э. в ћалатье и на львиных вратах в ћикенах; львиные скульптуры и изображени€ на троне в »ндии; каменные изва€ни€ Ћьва у входа в буддийские храмы в  итае и т. п.).

¬ р€де культурных традиций јфрики, «ападной и ёжной јзии со Ћьвом св€зываетс€ рождение и смерть культурного геро€ или цар€. —огласно индийским поверь€м, отражЄнным в Ђћахавансеї, царь (и мудрец) имел львиную челюсть или верхнюю часть тела льва. ¬ буддизме Ћев выступает как воплощЄнна€ храбрость, благородство и посто€нство. ќн приносит удачу и счастье; с ним св€заны јвалокитешвара, ћайтре€ (почиталс€ его трон Ч Ђльвиное сиденьеї), ћанджушри, ¬айрочана. ћногократно воплощалс€ в образе Ћьва Ѕудда. ¬  итае Ћев считалс€ одним из четырЄх животных, олицетвор€вших идею власти.

¬ јфрике образ Ћьва часто воспринимаетс€ как воплощение умершего предка, сверхъестественного духа-патрона, тотема. Ўироко распространены табуистические обозначени€ Ћьва - Ђгосподинї в јнголе, Ђбратї у готтентотов и т. п. ¬о многих районах јфрики считаетс€, что деревенские колдуны могут становитьс€ Ћьвом; согласно представлени€м бушменов Ћев может превращатьс€ в человека. ќснователь одного из кланов у динка был близнецом, братом Ћьва. (Ћев же считалс€ у них и тотемным предком). ” центральной группы племЄн луо известен миф о первом (главном) вожде јтико; его жена принесла ему двойню льв€т, которые охотились на зверей, и јтико мог снабжать м€сом даже людей окрестных селений. ¬ суданской легенде львица воспитывает цар€ вместе со львЄнком. ѕодобные легенды объ€сн€ют происхождение Ђльвиныхї династий у мали и других африканских народов. ” свази царь, именуемый Ћьвом (нгвень€ма), считаетс€ близнецом царицы-матери, таким образом в мифопоэтическом контексте их можно рассматривать как близнечную пару, один из членов которой (а в более раннем варианте, повидимому, оба) Ч Ћев.

¬ египетской мифологии известно божество, представл€емое как пара Ћьвов, каждый из которых, в свою очередь, тождествен “ефнут, до своего возвращени€ в ≈гипет жившей в образе кровожадного Ћьва в нубийской пустыне, и Ўу. ¬месте с тем в позднейших египетских текстах со Ћьвом отождествл€лс€ и ќсирис. Ќекоторые египетские богини (в частности, “ефнут) в состо€нии гнева превращались во Ћьва (ср. библейский образ царского гнева как львиного рЄва). — образом Ћьва были св€заны –а, √ор и др. ¬ ƒревнем ≈гипте Ћев был эмблемой двух противопоставленных друг другу образов Ч ¬чера и —егодн€; южный ветер иногда изображалс€ в виде четырЄхголового (обычно крылатого) Ћьва. ћифологические существа с головой Ћьва и телом человека характерны дл€ обширного ареала к югу от ≈гипта [бог јпедемак в мифологии  уша (ƒревн€€ Ќуби€)] и в ѕередней јзии до еЄ северных районов; ср. также крылатых Ћьвов-грифонов на вавилонских стелах, иногда с головой орла. ƒл€ значительной области восточного —редиземноморь€, испытавшей воздействие египетской мифологии и искусства, характерен образ существа с головой и верхней частью туловища женщины и телом Ћьва-сфинкса (начина€ с древнейших египетских изва€ний сфинксов и вплоть до наиболее ранних малоазиатских образцов рубежа 3-го и 2-го тыс. и последующих изображений из —ирии и центральной части ’еттского царства). Ќередко в архитектурных комплексах и символике печатей Ћев и сфинкс объедин€ютс€ как элементы единой композиции; такое же соотношение этих символов (в частности, в св€зи с царЄм) можно реконструировать (по микенским и другим данным) дл€ наиболее раннего греческого искусства и мифологии. ƒл€ юго-востока ѕередней јзии характерен символ крылатого Ћьва, распростран€ющийс€ из ћесопотамии в сопредельные области на восток (в »ран) и на северо-запад (в —ирию и ћалую јзию). ћотив борьбы со Ћьвом √ильгамеша отражЄн и на месопотамских печат€х (ср. также подвиг √еракла, победившего немейского Ћьва). Ћев выступает и как воплощение злого и жестокого духа, демонических сил хаоса (таковы, например, шумерские и вавилонские львинообразные демоны ”галлу и ”ридимму; ср. превращение Ћьва бога Ќергала в символ войны). ѕозже он начинает олицетвор€ть созерцание, одиночество, отшельничество; Ћев становитс€ эмблемой »исуса ’риста (ср. также Ћев как эмблему ветхозаветного »уды, из рода которого происходит »исус ’ристос) и многих св€тых (ћарка, »еронима, »гнати€, јдриана, ≈вфимии и др.).

ћифологический символ Ћьва и гибридного существа с головой или туловищем Ћьва присутствует в фольклоре, литературе, искусстве, геральдике, эмблематике значительного числа народов. ¬ геральдических системах Ћев символизирует стойкость, твЄрдость, спокойствие, благоразумие. ќсобенно характерны сюжеты, св€занные со Ћьвом в качестве Ђцар€ зверейї, в сказочном фольклоре и животном эпосе и его ответвлени€х. ƒл€ этих жанров, начина€ с самых типологически древних их образцов (сказки о животных у мосси и других народов јфрики), характерна карнавальна€ инверси€ отношений между царЄм зверей Ч Ћьвом. (у мосси Ђцарь лесаї, эвфемизм вместо, ЂЋевї) и одним из наиболее слабых зверей (у мосси за€ц), посто€нно обманывающим Ћьва. Ћев, как и слон, выступает как объект насмешек, издевательств, сатирических выпадов (особенно в текстах трикстерского типа). ¬ то же врем€ образ Ћьва в фольклоре не исчерпываетс€ его Ђсниженнойї и осмеиваемой ипостасью. Ѕолее широко известны мотивы противоположного характера. ѕрежде всего ЋевЧ царь зверей (как в чисто фольклорных мифопоэтических источниках, так и в буддийских Ђƒжатакахї, европейских басн€х, анекдотах, фаблио, сказках), не только превосход€щий всех силой и смелостью владыка, но и мудрый, великодушный, справедливый покровитель всех животных и даже людей; ср., например, арабские истории о Ћьве отпускающем свою жертву; многочисленные сказки, легенды и былины о Ћьве, который спасает и помогает человеку, спасает девицу от насили€, выводит цар€ из леса. ¬ Ђ–омане о Ћисеї Ћев именуетс€ Ђ÷арЄм Ќобелемї (т. е. благородным). ¬ одной из европейских версий мотива - Ћев поровну делит добычу между собой, вором и путешественником, хот€ более известна эзоповска€ верси€ (басн€ ЂЋьвина€ дол€ї), когда справедливость оказываетс€ на стороне осла; существуют рассказы о том, как Ћев почитали младенца »исуса, и т. п. Ўироко распространЄн сюжет о Ћьве, разбуженном мышью и благородно отпустившем еЄ, за что впоследствии мышь помогала ему, когда он оказалс€ в беде.

–€д фольклорных и псевдонаучных схоластических текстов (в средние века) посв€щЄн мотиву Ћьва, который боитс€ петуха (особенно кричащего); ѕрокл (5 в.), напротив, считал, что поведение Ћьва свидетельствует о его почтении к петуху, который, как и сам Ћев, символизирует солнце. ¬ народной медицине, магии колдовства ЋевЧ символ здоровь€, дух жизни. «начительное распространение получили талисманы, св€занные с Ћьвом (геммы, медали и т. п.).
 (голосов: 1)
ѕросмотров: 3370  омментариев: 0
”важаемый посетитель, ¬ы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
ћы рекомендуем ¬ам зарегистрироватьс€ или войти на сайт под своим именем.
»нформаци€
ѕосетители, наход€щиес€ в группе ¬ынюхивающие, не могут оставл€ть комментарии в данной новости.
Ќаверх ↑
 
Ћогин:
ѕароль:

ƒобро пожаловать!

¬ы вошли как гость, рекомендуем ¬ам авторизироватьс€ либо пройти процесс регистрации. ≈сли ¬ы забыли пароль, то ¬ы можете его восстановить.
Ћев
—амые попул€рные статьи
ѕоследние комментарии
ћодуль отключен в ѕанели ”правлени€...
ќпрос на сайте  ака€ из этих кошечек ближе тебе по духу?
“игр
Ћев
Ћеопард
ягуар
—нежный барс
ƒымчатый леопард
√епард
ѕума
–ысь